Святитель михаил. Икона михаила чудотворца Михаил чудотворец

23.07.2023

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, - он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.

Михаил Вайскопф


Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях

Несмотря на бесспорную популярность Ленина, его культ долгое время был поразительно безличным – в согласии с партийным идеалом унифицированной массовости и тезисом о пролетариате как слитном коллективном организме, нивелирующем в себе любого индивида (вечное пролеткультовское "Мы"). В первые годы революции воцарилась старая коллективистская мистика Луначарского – примат человеческого Вида над личностью – и теогония горьковской "Исповеди": "Богостроитель этот суть народушко! ‹…› Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую, он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих!" (1).

Изображения Ленина в поэтических и беллетристических текстах подчинялись литературному канону, который, по определению А. Лурье, сводился к показу "революционной народной массы в целом как могучей монолитной силы" (2). Один из глашатаев более поздней, сентиментальной ленинианы, Орест Цехновицер, в 1925 г. констатировал с оттенком благочестивой грусти:

"В большинстве пролетарские поэты и писатели восприняли Ленина, не отделяя его от коллектива-массы. Последнее выявляет марксистское понимание личности, восприятие ее в неразрывной связи с массой, в растворенности в ней ‹…› Личное, человечное, бытовое отметалось в вырисовке Ленина, и оставался лишь образ сурового вождя, – кормчего, рулевого ‹…› Лишь потом, в ярких набросках близких (не писателей) мы смогли наметить подлинный облик Ильичов" (3).

Вспышки интереса к персоне вождя, вызванные в 1918 г. покушением Фанни Каплан и ленинским юбилеем в 1920-м, мало что меняли в общей картине. Исключение составляли разве что немногочисленные еще мемуары. Эпоха все еще одержима марксистской идеей автоэмансипации, родственной многим другим тогдашним движениям, вроде сионизма: "Никто не даст нам избавленья, / Ни бог, ни царь и ни герой. / Добьемся мы освобожденья / Своею собственной рукой". Поэтому культовые потребности режима долго блокируются его же установкой на принципиальное отсутствие героя. Ленин есть самоолицетворение масс, но столь же безличное, всеобщее, как они сами (4). Странная размытость отличает табельные панегирики:

Он нам дорог не как личность. В нем слилась для нас свобода.

В нем слилось для нас стремленье, в нем – веков борьбы гряда.

Он немыслим без рабочих, он немыслим без народа.

Он немыслим без движенья, он немыслим без труда.

Царство гнета и насилья мы поставим на колени.

Мы – строители Вселенной. Мы – любви живой струя…

Он нам важен не как личность, он нам важен не как гений, А как символ: "Я – не Ленин, но вот в Ленине – и я". – А. Безыменский (5).

И общее сердце миллионов людей

В его груди зажглось. -

Г. Шенгели (6).

О, буревестник мировой,

Бушующий миллионами руками.

А. Казин (7).

Такова в точности официальная разнарядка Агитпропа и Главполитпросвета, высказанная, например, К. Радеком:

"Ленин – квинтэссенция рабочей русской революции. Он, можно сказать, олицетворение ее коллективного ума и ее смысла" (8).

"Квинтэссенцию" охотно соотносят с повсеместно пропагандируемой "рабоче-крестьянской смычкой". Крупская по этому поводу говорит об органической связи Ленина как с рабочими, так и с крестьянством, Каменев и другие – о "мужицкой" сути пролетарского вождя (Луначарскому, например, он напоминал "ярославского кулачка, хитрого мужичонку"), – словом, суммарный образ Ильича символизирует союз обоих классов.

Ленин представал не просто олицетворением, но также и осознанным самовыражением рабочего класса, угнетенных масс. "Устами Ленина", как пишет Каменев, вещает "коллек¬тивный разум, коллективная воля и коллективный инстинкт трудящихся масс России" (9); "он был рупором подлинных масс ‹…› был рупором нашей партии; он формулировал то, что росло бессознательно в сердцах и умах угнетенного пролета¬риата" (10).

Согласно Осинскому, "классовые задачи, которые массы уже искали инстинктивно", Ленин умел "выражать в самом ядре, отбросив в сторону всякую шелуху" (11).

Получается, что для "масс" он выполняет миссию производного от них Логоса, т.е.

Бога-Слова (12). Если же принять во внимание богостроительскую догму насчет того, что эти массы суть верховное и бессмертное божество ("начало жизни единое", по слову Горького), рождающее прочих "богов бывших и будущих", то станет совершенно очевидно, что Ленин подвизается в роли того самого сына-Мессии, который у народовольцев призван был спасти Мать – землю или народ. Возникала, правда, некоторая путаница с самим полом этого родителя, представавшего теперь то в мужской, то в женской ипостаси: рабочий класс мог быть отцом, а партия или народная масса – матерью Ильича. Ср. в экстатическом очерке М. Кольцова "Человек из будущего":

"Русь рабочих и крестьян взрастила в муках своего осво¬бождения [ср. родовые муки] из векового рабства лучшего работника всемирного освобождения" (13).

С партаппаратной точки зрения, однако, важнее было представить Ленина порождением самой РКП. В 1923 г., незадолго до неотвратимо приближавшейся кончины вождя, когда обострилась борьба за власть между старобольшевистской элитой и Троцким, Зиновьев в брошюре "В.И. Ленин" писал:

"Всякий, кто хочет с успехом идти по указанному тов. Лениным пути, должен помогать строить нашу великую Коммунистическую Партию, потому что только она могла родить такого человека, как Ленин" (14).

Иначе говоря, "никто не знает Сына, кроме Отца" (Мф. 11: 27) – или, на сей раз, Матери; грамматический род слова "партия" сообщает большевизму приметы даже некоей анд-рогинности. Как бы то ни было, после смерти правителя в траурных песнопениях, наряду с "сиротской" темой (см. ниже), нередко различима богородичная Интонация – к примеру, у С. Третьякова: "Боль такая бывает, когда умирает сын" (15).

Однако культовый репертуар включал в себя и другие модификации. В этом клерикально-материалистическом контексте единосущие вождя и класса неизбежно должно было пониматься по библейской модели: "плоть от плоти" (ср. Быт. 2: 23) или "образ и подобие" (Быт. 5: 1-4). Мотив "единой плоти" очень заметен и в упоминавшемся кольцовском очерке, где он увязан и с богостроительской риторикой насчет единой кровеносной системы масс (ср. кипящая Чаша Грааля у Горького в "Исповеди"), и с пролетарско-технологическими красотами:

"Разве не кровь самого пролетариата – кровь Ильича? Не рабочие мускулы – его мускулы? Не центральная узловая распределительная станция и главный стратегический штаб – мозг Ленина?" К идеалу христианско-пролеткультовской безличности Кольцов удачно приспосабливает здесь пресловутую "простоту и скромность", а равно озадачивавшую многих невзрачность, неказистость, внешнюю тусклость – Набоков сказал бы, пошлость – Ильича. Кольцовская версия богостроительства – итоговый портрет "человека из будущего" – дышит благородной аскезой классового утилитаризма (соединенной с представлением о нераздельности Троицы):

"Ни за что не разберешь, где кончается личный Ленин и начинается его семья – партия, так же как невозможно определить резкие грани там, где кончается партия и начинается пролетариат.

Ленин – это сложнейший тончайший аппарат, служащий пролетариату для его исторической мысли. Потому-то так скромен, защитно одноцветен его облик, потому-то так прирос он к рабочему классу, потому и физически больно пролетариату, когда Ленин болен.

И потому в Ленине, первом из будущих, мы не можем и не должны искать мелких личных признаков, жестов и фраз, – обязаны видеть его черты в чертах нашей… революционной эпохи" (16).

С другой стороны, оставаясь двойником рабочего класса, Ленин все чаще выступает и в облике внеположной ему авторитарной силы, управляющей пролетариатом. В юбилейном ("Правда", 20 апреля 1920 г.) стихотворении И. Филипченко ""Великому брату" тема безличного тождества характерно осложняется некоторой уже обособленностью вождя, возвышающегося над равновеликим ему скопищем тружеников, вызвавших его к жизни:

Миллионам ратей поля и металла

Понятен ты и равен, как двойник.

И в мире – от велика и до мала -

Тебя воззвал родимых масс язык.

И весь прямой и пламенный мудрец,

Пролетариата верный образец,

Пребудешь поколеньям неизменен.

Среди пожара грозного кузнец,

В руке взнесенный молот, твой близнец,

Стоишь, весь озарен, о вождь наш Ленин! (17) Ср. в стихах другого пролетарского поэта (подпись – Рабочий Ан). живописующего инфернально-вулканический напор революции (1922):

Кто он – гений, человек ли?

Создал "ад", похерил "рай":

Хорошо нам в красном пекле -

Брызжет лава через край…

Мы – хозяева… Мы – боги…

Крушим, рушим, создаем…

Гей вы, нытики, с дороги!

Беспощаден бурелом. …

Он помог нам, мы окрепли,

Святой Михаил был первым митрополитом Киевским и Всероссийским и управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного князя Владимира.

Завоевав греческий город Корсунь 1 , князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров 2 .

Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью.

Патриарх Константинопольский святой Николай Хрисоверг 3 вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием.

Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи повествуют разное: одни называют его сирийцем, другие болгарином.

Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостью и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву.

Шествие заново крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира.

Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.

Все краткое время управления святого Михаила Русской церковью протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения 4 , святой Михаил «нищетой неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и это даровал ей».

Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя, — его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр.

Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и воспевает: «Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян от тебе, святителю «. С великим трудом, но и с великим успехом совершено было это важное дело.

Святой митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения, разрушая его языческие суеверия, «сечивом евангельского учения, посекая идольское изваяние».

В это время князь Владимир содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика — мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святой Михаил с многочисленным духовенством в присутствии князя, его семейства и бояр.

Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре, стала верою и русской столицы.

Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по градам русской земли веру Христову.

Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего «терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской».

Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий, главный город Залесской земли 5 . В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру.

В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина 6 , святитель посетил Новгород; здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров.

На следующий год такое же путешествие с проповедью Евангелия святой Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на этот раз был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.

Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения 7 .

Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор 8 . Память святителю установлена 15/28 июня – в день преставления, а также в день перенесения мощей в Великую Печерскую церковь (Успенский храм) на 30 сентября/13 октября.

Сноски:

1 Корсунь — иначе Херсонес Таврический — древний греческий город на юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего Севастополя. После него остались развалины.

2 Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 975 по 1025 г., Константин с 979 по 1028 г., но настоящим правителем был Василий — наиболее способный и деятельный.

3 Св. Николай II Хрисоверг управлял Константинопольской церковью с 983 по 996 г.

4 В данном месте и в нижеследующих приводятся слова из службы святителю Михаилу.

5 Новгород стоит на реке Волхове при выходе его из озера Ильмень; ныне губернский город Ростов, при озере Неро, в настоящее время уездный город Ярославской губернии.

6 Добрыня — родной дядя Владимира по матери. Анастас Корсунянин — грек, предавший Корсунь Владимиру. Впоследствии он был старейшим священником при Десятинной церкви.

7 Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения), определенной на ее содержание князем Владимиром; построена мастерами, вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 г.). До её освящения мощи святого Михаила, вероятно, пометались временно где-нибудь в другом месте; впрочем, возможно, что были погребены и в недостроенном храме.

8 Память святого Михаила первоначально праздновалась 15 июня, по преданию, в день его кончины С 1730 года она перенесена на 30 сентября.

СВЯТИТЕЛЮ МИХАИЛУ
Тропарь, глас 4

Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися, / се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. / И иже неверием обветшавшии / божественною купелию отродишася / и быша людие обновления, царское священие, / язык свят, Христово стадо, / емуже ты первый пастырь явился еси, / яко первее Крещением послуживый. / И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, / моли всем сыновом русским спастися, / имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель.

Кондак, глас 2

Моисей вторый России явился еси, отче, / пренесый мысленный виноград / от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием предувидену: / будет, рече, утверждение веры на земли, / и на версех гор Киевских превознесется паче ливана / Плод, питаяй мира всего, / от Негоже вкусивше, / ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.

Вконтакте

Для наших читателей: икона михаила чудотворца с подробным описанием из различных источников.

Согласно исследованиям древних писаний, Архангел Михаил смог объединить всех ангелов , не поддавшихся соблазну и оставшихся на стороне Господа, для борьбы против своего брата Люцифера - падшего ангела. Поэтому особое значение эта икона имеет для военнослужащих любой иерархии . Он является главным небесным ангелом, об этом говорит приставка «архи» в слове «архангел».

Кто такие архангелы

Архангелы - это один из 9 ангельских чинов , они наделены сверхчеловеческими способностями. У них есть воля, имя. Они выполняют Божественные поручения.

По мнению духовенства, мир ангелов был создан до мира вещественного. Каждому ангелу присуща индивидуальная личность. Это древнейшие создания, играющие важные роли в истории взаимоотношений между Богом и человеком. Каждый ангел, известный человечеству, имеет свою отдельную иконографию.

Описание святого образа

Ангелы - это бестелесные существа, имеющие свободную волю . Но, в отличие от человека, они никогда не предадут Бога, если однажды выбрали послушание. Иногда они могут стать видимыми, чтобы передать людям Божью волю.

Но как люди решили изображать тех, кто невидим их глазу, и непостижим разуму? Ещё в Ветхом Завете Бог благословил людей на изображение небесных жителей. Это традиция, сформировавшаяся в древние времена. Иконы - это не портреты, а символический способ передать природу и способности ангела в изображении.

Блаженный Феодорит говорил, что ангелы предстают перед людьми в таком виде, который они могли бы воспринять и не поддаться страху. Но их вид не должен вызывать сомнений в том, что это Божий посланник. Такими изображены ангелы на образах.

Иконе Михаила присущи несколько обязательных атрибутов:

  • Крылья - говорят о быстроте , способности перемещаться сквозь пространство;
  • Нимб - символизирует святость;
  • Мантия - бывает синего, белого, в редких случаях золотого цвета;
  • Красный плащ;
  • Посох - знак посланника;
  • Торока (лента в волосах) - символ послушания Богу;
  • Облик красивого молодого человека - символизирует совершенство ангельской природы;
  • Зерцало - знак предвидения, но изображается не всегда.

Но чтобы развеять все сомнения по поводу того, кто представлен на образе, икону можно опознать по названию - оно пишется возле изображения, сверху или снизу под ним. Икона Архангела Михаила - фото, представленное ниже, поможет ознакомиться с его видом.

Значение иконы Михаила

Внешний вид предводителя небесного воинства на иконах приблизительно одинаков, а вот общая композиция может отличаться. Его могут изображать и по пояс, и в полный рост. В правой руке он может держать копьё либо огненный меч . Иногда на иконе изображают поверженного соперника - врага человеческого рода. Эта сцена описывается в Откровении, и у некоторых пророков. Михаил пронзает дьявола копьём, попирая ногами его тело.

На копье его находится крест, а за спиной развевается алый плащ. Это символизирует о том, что Крестная смерть Спасителя победила тёмные силы. Другие иконы изображают Архангела с мечом (без ножен или с ними). Он выглядит как короткий обоюдный стальной или огненный меч. Левой рукой он может держать щит. Мечу обычно сопутствует кольчуга, подчёркивающая абсолютную готовность к бою и исполнению своего долга.

Изображение в доспехах отсылается к библейскому повествованию, когда Михаил помог царю Иисусу Навину. В таком виде небесный главнокомандующий представлен на многих иконах, где художник хотел подчеркнуть значимость ангела.

Облачение Архангела позаимствовано у римских предводителей: алый плащ, скреплённый узлом на левом плече, короткая туника, металлический панцирь с рельефом, призванный защищать плечи и бёдра.

Множество икон, изображающих Архангела Михаила, свидетельствуют о важной роли этого воина небес в жизни верующих. Он является одной из важнейших персон священной истории, причём не только в прошлом времени, но и в будущем. Пророческие книги Библии описывают предстоящую большую битву Добра и Зла, где в первых рядах будет стоять Михаил. Во многих храмах он изображён на двери, ведущей в алтарь.

Как и где правильно повесить лик

Дома можно разместить икону любого вида и размера, лишь бы она пришлась по душе и подогревала в сердце любовь к Богу. Очень часто люди не знают, где расположить икону Архангела Михаила . На самом деле, место не играет важной роли. Образ - это не талисман и не магическая вещь, он должен создавать молитвенный настрой.

При желании можно поставить икону на специальную полку, на которую можно повесить лампаду. В неё наливают специальное масло - освящённое, не имеющее запаха. Лучше всего его купить в лавке при церкви. Это масло будет гарантированно безопасным. Традиционно им мажут членов семьи после молитвы, перед дальней поездкой или во время болезни, а также перед каким-либо важным событием.

Так как ангелы являются особыми обитателями духовного мира, чтобы люди могли обратиться к ним, были написаны специальные тропари, акафисты, молитвы . Их можно читать дома и в дороге. Совсем небольшому числу праведников удавалось встретиться с настоящим ангелом при жизни.

Считается, что люди отгоняют от себя ангелов, совершая плохие дела.

Особенно важна икона для военнослужащих, так как он является их защитником. Оберегает он и тех, кто проповедует христианскую веру и отстаивает её догмы. Ему молятся при строительстве новых монастырей и храмов. Также небесный военачальник помогает выйти с достоинством из сложных жизненных ситуаций.

Молитвы Архангелу помогают и в других делах. Они способны избавить человека от духовных метаний и сомнений и утвердить в своей вере. Обращаясь к ангелам, можно избавиться от искушений. Эти небесные создания могут прийти к любому человеку, который верит и нуждается в помощи.

В чем помогает Архангел Михаил

Поможет он тем, кто служит на флоте, так что икона с его образом станет для таких людей хорошим подарком. Апокрифы описали некоторые другие роли небесного стража:

  • Он встречает души после смерти и сопровождает их в рай;
  • Подготавливает душу ко входу в небеса;
  • Призван оберегать праведников во времена апокалипсиса и угнетения истиной веры.

Он уникален тем, что появившись ещё до Адама, он покровительствует и оберегает людей от самого начала и даже после смерти. Архистратиг Михаил хранитель Книги Жизни. В неё записываются все человеческие дела - и злые, и добрые. Важная роль ему отведена на Страшном Суде, где он будет защитником грешников, которые при жизни совершили хотя бы чуточку добра.

Непобедимому Ангелу молятся , чтобы:

  • попросить защиты в бою и обрести сиды противостоять врагу;
  • избавиться от тревог и печали;
  • болеющие люди просят исцеления от недугов;
  • молятся также за живых родственников, прося защиты их от соблазнов и духовной слабости.

Также к нему обращаются для спасения душ умерших. Считается, что есть две даты, когда происходят чудеса в мире духовном. Это 19 сентября и 21 ноября. В это время Архангел спускается в ад и гасит огонь взмахом своего крыла. Он выводит оттуда души тех, за кого усердно молились. Об умерших молятся в 12 ночи, называя их по имени. Такая возможность была дарована Святому за борьбу с дьяволом.

Икона Архистратига Михаила поможет в доме от таких бед:

  • Незаконных вторжений, бандитов и воров. Дом будут обходить стороной плохие люди и нечистые силы.
  • Стихийных бедствий, неудач и горя, разбойников, любого вида зла как видимого, так и невидимого.

Важность образа святого

Известность Святого связана с большим количеством чудес. Ещё древние правители Византии считали его своим покровителем во время войн. Его лик чеканили на золотых монетах, а гробницы великих украшали фресками с его изображением. Верующие молятся Михаилу, потому что он играет важную роль на высшем суде - подводит черту человеческим грехам.

Он покровительствует и защищает заблудшие души. Именно он провожает души праведников в рай, ограждая их от недоброжелателей. Святой Михаил является благодетелем для строителей и конюхов.

Считается, что если во время опасностей и бед читать молитву Архангелу, невзгоды пройдут стороной.

Чудеса небесного воеводы

Архангелов почитают не только в Библии, также сохранилась память и о чудесах , совершённых ими. Вот немногие из них:

  • В 6 веке на Рим напала чума. Во время совершения крестного хода Папа Григорий узрел Святого Михаила, вкладывающего в ножны меч. С того дня эпидемия пошла на спад. А в честь этого события верхушку мавзолея Адриана (которое теперь носит название замок Святого ангела) украсили статуей Святого.
  • В летописи 16 века имеется запись, что Великий Новгород не пал под натиском татар во главе с ханом Батыем, именно благодаря покровительству Богородицы и Архангела Михаила.
  • Святые Флор и Лавр обучались верховой езде своим небесным заступником.
  • В афонских монастырях хранятся записи о том, как ангел спасал и защищал монахов от грабителей и болезней.
  • В самом начале нашей эры один верующий крестьянин хотел построить храм в честь Святого. Это было связано с тем, что Архангел сам явился к нему во сне и пообещал исцелить его немую дочь, если та попьёт воды из целительного источника. Сон оказался вещим. Девочка исцелилась, а вера крестьянина укрепилась. Он построил храм, но противники веры решили затопить долину, чтобы уничтожить его. Праведник, узнав об этом, стал усердно молиться, и тогда с небес спустился Михаил и спас храм. Это произошло 19 сентября, с тех пор в этот день празднуют Михайлово чудо.

Молитвенные обращения

Святой помогает верующим людям творить небольшие, но всё же чудеса. Он помогает студентам и школьникам успешно сдавать экзамены. Для этого они должны почитать молитву.

Поможет молитва и тем, кто собирается в дальнюю дорогу или по долгу службы часто уезжает из дома. Архангел помогает предотвратить несчастья. Если молитва исходит от чистого сердца, то Михаил поддержит даже в самой сложной ситуации. Наибольшей силой молитва обладает, если прочитать её в день ангела.

  • войны;
  • беды и скорби;
  • злы силы;
  • смерти и стихийные бедствия.

Он всегда поможет растерянным и тревожным людям, которые не могут найти своё место в жизни. Также он помогает обрести и укрепить веру, оставить позади страхи и тревоги. В особенности те, что с особой силой терзают душу. Существуют молитвы, в которых есть просьба о смелости, силе и выносливости, избавлении от эгоизма и высокомерия для достижения поставленной цели.

Молитва Святому Михаилу должна быть искренней, и тогда он не пройдёт мимо. Его присутствие можно будет ощутить даже на физическом уровне, тёплая энергия пройдёт сквозь тело.

Для надёжной защиты читается эта молитва Архистратигу Михаилу:

О святой Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Покровительство Архангела имеет очень большое значение. Ведь он может защитить от лживых и злых людей, оградить от плохих поступков. Не стоит и забывать о его празднике - дне Михайлова Чуда. Он способен на многое. Ежедневное чтение молитв и обращение к небесному главнокомандующему своими словами поможет укрыть дом и его обитателей от зла.

Как правильно молиться

В наше время многие молодые люди живут, не веря ни в Бога, ни в высшие силы. Они вспоминают о них лишь тогда, когда произошла серьёзная беда или несчастье. Они не придают значения тому, насколько неправильна и нечиста была их жизнь.

Прежде чем обращаться к небесным созданиям, нужно наполнить своё сердце добротой и избавиться от плохой энергетики. Иначе молитва не принесёт результата.

Чтобы очистить душу, нужно :

  • попросить прощения у всех, кого когда-то получилось обидеть;
  • перестать критиковать других;
  • не принимать наркотики и другие запрещённые вещества;
  • не использовать ругань в своей речи.

После этого можно обращаться за помощью и советом ко всем небесным обитателям.

Архангел Михаил является наиболее важным представителем ангельского мира. Его почитают во многих религиях. О нем упоминается в Священных писаниях, а также про него написаны разные легенды. Многие люди интересуются, в чем помогает икона Архангела Михаила и нужно ли иметь в доме этот образ. 21 ноября верующие отмечают праздник, который называется Михайловым днем. Еще с древних времен известно о чудотворных проявлениях иконы с ликом Архангела.

Значение и покровительство иконы Архангела Михаила

Этого чудотворца часто изображают на иконах с копьем в одной руке и зеркалом в виде сферы в другой. Согласно приданию сфера была подарена Михаилу Богом, и она символизирует собой дар предвидения. Со временем Архангела начали изображать попирающим ногами Дьявола. При этом в одно руке у него находится финиковая ветка. Есть также и другие представления иконы, которые также обладают огромной силой и энергией.

От чего защищает икона Архангела Михаила:

  1. Этого чудотворца считают защитником от всего зла. Согласно приданию именно он стал главой Воинства Господня. Его считают покровителем воинов и защитником людей от видимого и невидимого зла.
  2. Оберегает Архангел души мертвых, а также он защищает спящих. Считается, что именно Михаил сопровождает души праведников по дороге в рай, чтобы уберечь их от врагов.
  3. Считается, что чудотворец вымаливает перед Богом некоторые грехи людей, которые при жизни совершали хоть какие-то добрые дела.
  4. Особое значение икона Архангела Михаила имеет для больных людей, поскольку его считают целителем. На сегодняшний день можно найти много подтверждений, когда молитвы помогли исцелиться от разных болезней.
  5. Обращаются в молитвах к Архангелу при входе в новый дом и его освещении.

Еще одно значение иконы святого Архангела Михаила – молитвы возле образа могут помочь спасти души умерших родственников. Существует версия, что 18 сентября и 21 ноября в духовном мире происходит реальное чудо. В эти дни Архангел спускается с небес в ад и своим крылом тушит пламя. В это время у него есть возможность забрать из чистилища души, о которых усердно молятся на земле.

Рекомендуется в молитвах называть умерших близких людей по именам, а также стоит вспомнить о безымянных родственниках по плоти, которые идут с самого колена Адама. Подобная возможность спасать души, была подарена Архангелу Богом, за его победу в битве с Дьяволом. Молитвы возносить на земле для спасения душ стоит ночью в указанные дни ровно в полночь.

Мы не вспоминаем о них в рабочее время, но это не значит, что их не существует. Высший мир также имеет своих обитателей, даже если их невозможно увидеть. Они есть, об этом нередко упоминает и само Святое Писание. В нескольких, составленных священниками, классификациях особое место среди небесных жителей занимают архангелы – одна из высших категорий ангелов, исполняющая особые Божьи поручения. К числу существ, наделенными нечеловеческой силой, принадлежит и один из воевод ангельского воинства, чей образ изображен на святыне – икона Архангела Михаила.

Известнейшим местом паломничества в Европе принято считать французский монастырь-крепость Святого Михаила близь Нормандии и пещерную церковь в Италии – Монте-Гаргано. Однако не только в католических церквях знаема икона Архангела Михаила, в Москве чудотворная святыня находится в храме Архистратига Михаила, в Тропарёве, который был возведен в честь святого в 1693-1694 годах.

Значение иконы

Изображение иконы с Архангелом Михаилом приемлет два композиционных варианта: с воссозданием образа в полный рост и по пояс, хотя при этом внешний вид Архистратига сохраняет свои черты. Так архангел правою рукою держит копье, завершаемое крестом, либо огненный меч, которым пронзает темную силу, врага человеческого рода, олицетворенного дьяволом. Алый плащ, сцепленный на левом плече, развивается позади и тем самым икона Святого Архангела Михаила приобретает воинственный вид. Особое место находят и щит с кольчугой на иконе Архангела Михаила, значение которых заключается в придании образу большей могущественности, силы воина, в любую секунду готового исполнить свой долг. Кроме того образ Архангела в доспехах напоминает об его важности в священной истории, когда, за библейскими сказаниями, Михаил подал руку помощи Иисусу Навину.

Огромное количество икон изображают Архангела, что лишний раз подчеркивает его огромное значение для верующих. Он остался не только в прошлом, но и в будущем сыграет важную роль, будучи не только центральным образом иконы Архистратига Михаила, а и ведущей фигурой всего священного описания, которой предстоит побороться на стороне Добра, ведя за собой небесных воинов.

Архангел Михаил и Гавриил

Распространенной среди верующих является не только одиночное изображение святого, а и икона Архангела Михаила и Гавриила. В народе святыню, на которой находятся два высших представителя небесных существ, называют Святые Архангелы и славится она приумножением той воинственной силы, что несет Михаил. Ведь Архангел Гавриил, так же как и Михаил, входит в двойку ангелов, которые удостоились почетного звания Архистратиг. Поэтому икона Архангел Михаил и Архангел Гавриил имеет большое значение как для тех, кто ищет защиты, так и для тех, кто взывает к Гавриилу с мольбой о зачатие ребенка, исполняя все с двойной силой.

Чем помогает икона Архангела Михаила

В первую очередь икона Святого Михаила помогает морякам, и всем тем, кто имеет прямое отношение к водной стихии. Она непременно станет хорошим подарком и оберегом для служащих на флоте.

Также славится икона Архангелу Михаилу очень сильной защитой от врагов, содействует в военном деле и направляет на путь праведный души, что стоят перед выбором своего предназначения

Икона Михаила известна своими чудодейственными способностями в борьбе с физическими и душевными заболеваниями, и кроме того способствует исцелению тела и духа после недугов.

Образ Архангел Михаила чтится и ценится во всем мире как чудотворный

Именно он считается символом направления на путь истинный, символом надежды и спасения, всего того, что защищает и освобождает душу от злых намерений и подносит к вере и Божьей благодати.

Где разместить икону

Иконы существуют разных размеров и видов, поэтому главным критерием при выборе являются не определенные параметры, а то, к чему лежит душа – избрание по велению сердца – вот к чему нужно подойти со всей ответственностью. А уже после выбора иконы Архангела Михаила, где дома ставить святыню не имеет особой важности. Она не является амулетом или магической вещью, поэтому место иконы в доме должно лишь способствовать чтению молитвы.

При желании можно установить специальную полочку в углу, где можно зажигать лампаду. Традиционно она располагается пред иконой и заливается особым маслом, приобретенным в церкви.

Молитва иконе

Существуют два числа в календаре, когда празднуется день святого и именно на них: 6 (19) сентября и 8 (21) ноября верующие чаще всего читают акафисты, тропари и молитвы, обращенные иконе Михаила Архангела

Поскольку святыня покровительствует военнослужащим, то в домах их семей икона Архистратига Михаила чтится в любой час, а не два раза в год. Вообще в молитвах иконе нет ограничений и установленных временных рамок, когда можно было бы просить защиту или избавление от сомнений, искушений.

Главное – честная и непринужденная милостыня, которая призовет святого для помощи нуждающемуся. Вот сама молитва:

О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Девяностолетний юбилей, до которого художник не дожил всего лишь год, — дата серьезная. Сделано Курилко-Рюминым было немало, пережито-перевидено - тоже. Но экспозиция всего в двух залах на Пречистенке кажется избыточной. Картины шпалерной развеской, графика, начиная с учебных рисунков 1940-х годов до самых последних, макеты и эскизы театральных декораций, наброски к костюмам, документальные материалы из личного архива…

Чествуя своего ученого секретаря и вице-президента, Академия решила выстроить мини-музей. Герой, бесспорно, его достоин.

«Живая жизнь» Курилко-Рюмина не менее интересна и важна, чем его ставшее хрестоматийным творчество. Потомок старинных дворянских родов с надменной двойной фамилией (Рюмин он - по матери). Сын знаменитого театрального художника и истовой театралки, бравшей ребенка на спектакли чуть ли не каждый вечер. Ему на роду было написано сразу после школы поступать в театральный институт.

Но грянула война, и восемнадцатилетний Курилко-Рюмин добровольцем уходит на фронт. «Привязав веревочкой очки к ушам, чтобы не спадали», - как с героической иронией рассказывал он сам. Потом было тяжелое ранение под Курском, стоившее ему правой руки. Лечение во Фрунзе, где он начинает работать художником в Киргизском национальном театре оперы и балета. Заметьте, без профессионального образования. Только в 45-м Михаил Михайлович поступит во ВГИК на художественный факультет. Там его наставниками будут Федор Богородский и Юрий Пименов, классики того, что ныне огульно называют «соцреализмом». И питерский аристократ приобщится к советской школе живописи.

Надо сказать, что в списке спектаклей, оформленных Курилко-Рюминым, «советских» не так много. Зато есть постановки по Артуру Миллеру и Джерому Д. Сэлинджеру. И его сценические находки - с двойными занавесами, косыми кулисами, исключительно архитектурной проработкой пространства - сделали бы честь любому западному театру. Фантазия Курилко-Рюмина была безграничной, как и спектр интонаций - от трагической в «Гамлете» и «Пиковой даме» до откровенно шутейной в каком-нибудь «Табачном капитане». Всего им было оформлено более 200 спектаклей по всему СССР и странам «соцлагеря». Такое наследие в форме эскизов и макетов не вместит ни один музей. Причем для художника любой эскиз был самоценным произведением, что очень чувствуется на нынешней выставке.

Он вообще был отменным живописцем «коровинской» школы. Легкие, прозрачные пейзажи, сделанные во Франции, Греции, Хорватии или под Боровском и в Тарусе - украшение выставки «Сотворивший чудо».

Ее пафосный заголовок - парафраз названия пьесы «Сотворившая чудо» по Уильяму Гибсону, одной из последних театральных работ художника 1990-го года. Но долгая творческая жизнь Михаила Михайловича Курилко - в самом деле чудо, которое нам еще предстоит оценить.

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал